Взаимодействие педагогов с родителями в аспекте формирования инклюзивной культуры у учащихся с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР) организуется в процессе:
- специальных занятий по расширению знаний в области специальной педагогики и психологии с привлечением научно-популярной литературы, примеров из опыта работы с детьми;
- педагогических и психолого-педагогических тренингов, упражняющих в решении проблем семейного воспитания, помогающих в формировании ценностных жизненных смыслов;
- тренингов по формированию жизненных и социальных навыков у выпускников с ОПФР, без чего образование может оказаться неэффективным.
Можно выделить основные направления работы педагогов с родителями по формированию инклюзивной культуры у учащихся с ОПФР:
- формирование в условиях семьи у учащихся с ОПФР навыков, умений и знаний из жизненного опыта. Жизненные навыки повышают самостоятельность ребенка, формируются в процессе действий с предметами, в процессе деятельности;
- нацеленность на формирование родителями социальных навыков у детей с ОПФР, которые включают навыки коммуникации, решения проблем взаимоотношений со сверстниками. Они необходимы для установления и сохранения позитивных общественных отношений с другими. Социальный мир ребенка - это его семья, школа, класс, правила уличного движения, транспорт, магазины, предприятия общественного питания, почта, телефон, учреждения здравоохранения и другое;
- понимание родителями необходимости формирования у детей с ОПФР эмоциональных и творческих навыков, которые предполагают преодоление формализма в процессе обучения. Изменения, происходящие в обществе, делают важным не передачу имеющегося опыта, не их адаптацию, а подготовку к творческой деятельности. Для творчества нужна эмоциональная среда, вызывающая радость, удивление;
- обеспечение равноправного интерактивного взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, взаимосвязь нормотипичных учащихся и учащихся с ОПФР. Перед родителями стоит задача включения детей в социальное взаимодействие, формирование умений жить, работать и сотрудничать с разными детьми;
- создание благоприятной, развивающей и стимулирующей среды для детей с ОПФР в условиях семьи. Благоустройство пространства, среды ребенка, таким образом, чтобы он мог общаться с другими детьми, играть с ними, а родители понаблюдать за тем, как он себя ведет, умеет ли взаимодействовать. Желательно, чтобы вместе бывали дети с нормой и с ОПФР;
- эмоциональное развитие и преодоление эмоционального насилия в семье. Эмоциональное развитие достигается различными путями и средствами, можно использовать проведение различных вечеров шутливых историй, анекдотов и другое. Чтобы вызвать интерес к чтению, полезно рассказывать детям сказки и разыгрывать инсценировки. Домашние театрализованные постановки способствуют преодолению застенчивости, стеснительности, закомплексованности ребенка;
- развитие у детей с ОПФР моторики. Чем лучше ребенок двигается, быстрее овладевает техникой танца или плавания, тем благоприятнее прогноз исправления речевых и других нарушений;
- формирование у детей с ОПФР жизненных навыков, умений, преодоление учебных затруднений в условиях семьи. В домашних условиях, в непринужденной обстановке сложное действие можно разложить на составные операции. Нужны усилия не только педагогов, но и родителей, многократные упражнения, иначе ребенок останется неадаптированным, беспомощным. Не сравнивайте ребенка с другими более успешными детьми, надо говорить ему, о том, что у него все получится, стараться понять характер затруднений и оказать помощь в выполнении заданий;
- осуществление помощи родителями в процессе развития у детей с ОПФР творческих способностей. С позиции толерантности признается право и возможность развития творческих способностей у детей с ОПФР. Интересный и полезный вид деятельности – совместный труд, совместная подготовка к празднику и т.д. Способствует творчеству включение ребенка в проектную деятельность. Родители инициируют проекты и участвуют в их реализации, например «Фамильное дерево», «Наши друзья – каковы они» и т.д.;
- взаимодействие родителей с выпускниками с ОПФР. Чем старше возраст детей, тем более выраженной становиться отстранённость, большая значимость мнения сверстников, стремление к самостоятельному решению своих проблем. В семье могут возникать конфликты между родителями и детьми, но очень важно избегать физических мер воздействия, проявления жестокости, так как можно спровоцировать уход из дома, одиночество, может стать причиной неадекватного поведения. Очень важно, чтобы ребенок ощущал, что его любят, даже когда осуждают его поведение;
- подготовка выпускников с ОПФР к самостоятельной жизни с непосредственным участием родителей. Свою работу педагоги и родители должны строить с опорой на сильные стороны личности ребенка. Успешные способы поведения развиваются, предаются гласности, оцениваются. Выявляются причины нарушения поведения детей с целью устранения неблагоприятных факторов. От родителей во многом зависит, приобретет ли их ребенок признание в обществе. Проигрывание различных ситуаций, минимизация словесных комментариев, создание эмоциональных образов обеспечивает усвоение тех моральных норм, которые составляют нравственный образ воспитанного человека. Кроме того используются физические, телесные контакты, привлекаются средства искусства. Выпускников желательно включать в динамичные группы, во взаимодействие со взрослыми, с нормотипичными сверстниками, которые могут быть для них примером;
- информирование родителей о патронате лиц с ОПФР. Патронат осуществляется после окончания школы, в течение двух лет. Цель такой работы – углубление трудовых умений и способов деятельности, обеспечивающих выпускникам адаптацию в социуме. В реализации данного направления можно выделить следующее:
- формирование умения сбора информации о востребованных видах трудовой деятельности;
- оформление документов для трудоустройства;
- формирование умения в области делового общения с работодателями и членами трудового коллектива.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры у учащихся с ОПФР осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, на основе активной и самостоятельной деятельности, предполагает создание положительной эмоциональной среды, благоприятного пространства для учащихся с ОПФР.
раскрыть » / « свернуть