Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром.
Определение слова «толерантность» на разных языках звучит по-разному, например, в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. А также проблема негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между педагогом и учеником, но и между всеми обучающимися при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор - сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от педагога специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
Сниженная способность обучающихся с ОПФР к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развивающихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
С нормально развивающимися детьми рекомендуется провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематическим руководством со стороны педагога и единой системой требований в учреждении образования и семье.
Учащиеся с ОПФР испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.
Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следующие формы, методы и приемы:
1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность).
2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
3. Демонстрация достижений взрослых людей с ОПФР в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию американского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпускает музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
5. Оказание помощи детям с ОПФР со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
Работу с нормально развивающимися детьми по формированию установки принятия детей с ОПФР возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию.
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и, в общем, к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.
Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:
- осознание собственной уникальности и уникальности других;
- развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
- овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Преимущества совместного общения детей с ОПФР и нормально развивающихся детей:
1. Социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.
2. Психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.
3. Медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».
4. Педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Рекомендации для нормально развивающихся детей:
1. Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
2. Он не понимает, почему он другой.
3. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
4. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Рекомендации для родителей нормально развивающихся сверстников:
1. Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
2. Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
3. Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ОПФР. И, в первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой живет и растет, когда он окружен заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
раскрыть » / « свернуть