Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают процесс его социализации, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Жестокое обращение - форма взаимоотношений между ребенком и взрослым, когда одна сторона действием или бездействием причиняет другой стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.
Физическое насилие - неслучайное причинение вреда здоровью ребенка путем применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.
Психологическое насилие - понуждение ребенка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путем угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:
- постоянный голод, неопрятный внешний вид, признаки отсутствия медицинской помощи, постоянная усталость и сонливость;
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней;
- «синдром сотрясения» у грудных детей.
Особенности поведения несовершеннолетних:
- возраст до 3 лет (боязнь родителей или взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, плохо развитые навыки общения, крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности);
- возраст от 3 до 7 лет (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, пассивная реакция на боль, негативизм, агрессивность, жестокость по отношению к животным, лживость, воровство, отставание в речевом, психическом развитии);
- младший школьный возраст (стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность);
- подростковый возраст (побеги из дома, употребление алкоголя, наркотиков, попытки самоубийства, криминальное или антиобщественное поведение).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка речевого, психического развития;
- трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками;
- нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности;
- склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Особенности поведения законных представителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
- нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- несоответствие состояния ребенка его описанию родителем;
- неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка, эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.);
- публичные оскорбления и унижение ребенка;
- сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу.
Последовательность действий педагога
Педагог должен постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в милицию, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к педагогу-психологу, педагогу социальному с целью:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи для установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
раскрыть » / « свернуть