Понятие «толерантность» в настоящее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.
Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Главная проблема ребенка с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. А также проблема негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор - сравнительно большая наполняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей.
Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.
Одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.
Сниженная способность обучающихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развивающихся сверстников адекватные установки в отношении ребенка с ОПФР: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Рекомендуется для здоровых детей проводить беседы, игры, помогающие им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Обучающиеся с ОПФР испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.
Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следующие формы, методы и приемы:
- демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности ребенка с ОПФР (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность).
- создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
- оказание помощи детям с ОПФР со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
- чтение специальной популярной литературы.
Кроме того, педагогом-психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и законными представителями:
- индивидуальное консультирование учителей, обучающихся и их законных представителей;
- родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
- выступления на родительских собраниях;
- семинары для классных руководителей («Взаимодействие с обучающимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей обучающихся с ОПФР и другие.);
Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ОПФР. В первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живет и растет, когда он окружен заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Педагог социальный Н.Н. Метельская
раскрыть » / « свернуть