Все родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Одни родители считают, что игра служит для забавы и развлечения ребенка, другие - видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как одно из важных средств воспитания.
Использование в играх элементов арт-терапии занимает детей, она не требует дорогостоящих материалов и затрат. Арт-терапия «незаметно» и положительно воздействует на эмоциональное состояние ребенка, «излечивает» от плохого настроения, взвинченности, агрессивности, развивает мелкую моторику рук, координацию движений.
Игра с песком, как способ развития ребенка, известна с древних времен. Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей.
Податливость песка пробуждает желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как создатель – один сюжет меняет другой, ничего не разрушается, просто старое превращается в нечто иное.
Рекомендуемые материалы для игры с песком и другими сыпучими материалами: водонепроницаемый деревянный ящик или пластмассовый таз; чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке), песок заполняет 1/3 емкости; вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок; небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тарелочки и др.).
В начале игры с песком можно познакомить ребенка с игрушкой-посредником, например, «Песочная фея». Игрушка должна быть красивой и интересной, ее можно использовать только в песочнице, так как через эту игрушку родитель объявляет ребенку все правила поведения, запреты и поощрения. Нужно следить за реакцией ребенка при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначала показывает в песке все движения, затем ребенок их повторяет, если что-то самостоятельно сделать невозможно, то выполняет вместе со взрослым – «рука в руке».
Варианты игр-упражнений с песком:
1. «Здравствуй, песок!» - от имени феи по-разному поздороваться с песком: дотрагиваясь поочередно пальцами одной, потом другой руки; сжимать кулачки с песком, потом высыпать; дотронуться до песка внутренней, потом тыльной стороной ладони; перетирать песок между пальцами.
2. «Песочный дождь» - ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок показывает этот палец.
3. «Песочный ветер» - ребенок дышит через трубочку, выдувая углубления, при выдохе дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
4. «Необыкновенные следы»: «идут медвежата» - ребенок надавливает кулачками на песок; «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка; «ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
5. «Спрячь ручки» - ребенок прячет руки в песке, емкостях, наполненных разными крупами: от мелких до крупных.
6. «Пересыпь крупу» - ребенок с помощью маленькой лопатки, совка или воронки (можно и руками) пересыпает песок или крупу из одной емкости в другую. При этом можно рассказать ему такую историю: «Жила-была мышка-норушка, она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные семена и крупы. Давай поможем мышке разложить зернышки в баночки, коробочки, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».
7. «Гора песка» - предложите ребенку построить из песка гору, научите его загребать песок лопаткой или ладонью: «Вот какая высокая гора получилась!». Затем укрепите на вершине горы веточку или цветочек: «А на самой вершине вырос цветочек! Давай польем его из лейки, чтобы вырос!»
8. «Прятки» - спрячьте в песке маленькие фигурки животных, людей, игрушки (можно использовать киндер-сюрприз): «Помоги мне найти непослушные игрушки, они спрятались от меня и не хотят выходить. Мы с ними играем в прятки!»
Для дополнительной мотивации можно положить в песок любимые игрушки ребенка, использовать сухой и мокрый песок, закапывать в песок руки и ноги, отпечатать в песке следы рук и ног, заполнить их гипсом, чтобы сделать слепки, прятать предметы в песке (можно взять, например, камешки, завернутые в золотую и серебряную фольгу), рисовать различные узоры на песке граблями, пальцами, кисточкой, «печь» пирожки из песка, использовать подносы, ложки, воду, муку и др. Можно добавить песка в краску или клей.
Технологии песочной терапии многофункциональны.
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия: выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия родителей с ребенком.
Игра с песком сближает ребенка и родителей, создает между ними невидимый мост.
раскрыть » / « свернуть